понедельник, 1 июля 2019 г.

Знакомство с Исландией. Часть первая. 15-23.06.2019.


Начиналось всё давно, ещё в начале 2000-х, когда мной начала овладевать Северная Европа. Первым прорывом туда стало велопутешествие по Финляндии в 2011 году, потом, опять же, велопутешествие по Норвегии в 2013, и практически сразу захотелось забраться ещё дальше – в Исландию, но наступивший экономический кризис отодвинул наши планы на некоторое время, особенно принимая во внимание, что Исландия  страна дорогая. Приоритеты к тому моменту тоже сменились – велосипедный туризм был вытеснен пешим и водным видами. Для осуществления задуманного была выбрана вторая половина июня – самый разгар сезона белых ночей, а учитывая, что Исландия находится практически под самым северным полярным кругом, ночь как таковая в это время вообще не наступает. Ну и (с чем наверняка не согласятся любители летней жары) очень хотелось попасть в мои любимые и комфортные северные солнечные +15. Состав команды традиционный - я и моя жена Катя.




Екатеринбург – Хельсинки – Рейкьявик.

Сперва был утренний перелёт до Хельсинки, где была длинная девятичасовая пересадка. На паспортном контроле финский пограничник отшутился: «Зачем ехать в Исландию, когда у вас в России тоже холодно?» :-D При наличии открытой шенгенской визы (а для посещения Исландии нужна именно она), глупо было бы отсиживаться в аэропорту, поэтому мы за полчаса добрались электричкой до города и пошли гулять. Посетили деловой 

и исторический центр, 


посмотрели на пришвартованные ледоколы (насколько поняли, уже музейные экспонаты),


застали летний фестиваль музыки, где посмотрели и послушали местные музыкальные коллективы.



А ещё во время обеда на набережной чайка выбила из рук Кати финский бургер с жареной колбасой, уронила на землю, а другие чайки за считанные секунды всё сожрали. Не щёлкай клювом, как говорится (а то накормишь другие клювы). :-D

Потом был перелёт до Рейкьявика. Я редко засыпаю в самолётах, поэтому смотрел в иллюминатор, попутно поглядывая в карту. Мы пролетали над Швецией, Норвегией, довольно долго преодолевали воздушное пространство над Атлантический океаном, пока в его тёмных водах не показалась та самая «Ледяная Земля», покрытая скалами, вулканами и ледниками, с топонимами, ломающими язык. :-)


Рейкьявик.

Вечером 15 июня мы благополучно приземлились в аэропорту Рейкьявика Кефлавик.

Долго тупили, пытаясь отыскать остановку 55-го автобуса, курсирующего между воздушной гаванью и городом (а это около 40 км). Нашли. Водитель автобуса, на наше удивление, оказавшийся русским, рассказал, как нам оптимальнее добраться до кемпинга. Конечно, можно было с кучей пересадок доехать до места назначения, но мы предпочли вариант с 40-минутной пешей прогулкой (наши задницы и так в самолёте насиделись :-) ).

Единственный кемпинг Рейкьявика находится рядом со стадионом. Кемпинг прекрасно оснащён: есть кухня для готовки, помещение со столами, мангальная зона, душевые, туалеты, вай-фай. На кухне имеются индукционные электроплитки, раковины, посуда, даже имеется некоторый запас продуктов, которые оставляют уезжающие туристы, множество разных соусов, чай, кофе.

Мы заселились, заплатив за ночь по 2400 крон за каждого из нас (чтобы примерно представить местные суммы в рублях, делим кроны пополам). В продаже имеется газ, который стоит довольно дорого – 1500 крон за маленький баллон 230 г (купили, дешевле всё равно не нашли). Оплатить можно наличными в кронах, либо по безналу, евро не принимают (как выяснилось позже, расплачиваться евро можно в продуктовых магазинах, получая сдачу в кронах).  

Воспользовавшись кухней, чтобы не тратить дорогой газ, приготовили ужин, поели и забрались в палатку, выпив за приезд по рюмке коньяка. Да, кстати – коньяк! Финский коньяк из «Дьюти Фри», 3 звезды, который будто бы создан специально для туристов, потому что выпускается в легкой пластиковой таре, и в принципе очень даже неплох на вкус (уж кто-кто, а финны умеют делать крепкий алкоголь). Местное время – 22:40, разница с Екатеринбургом минус 5 часов, т. е. данные сутки у нас на эти 5 часов и увеличились. :-) 


16 июня. Рейкьявик – Скоугар.

Спали, казалось бы, долго, но проснулись в 7:40 утра. Выползли из палатки, не спеша позавтракали и прикинули наши дальнейшие планы. Решили погулять по Рейкьявику и попутно докупить недостающих продуктов типа колбасы и майонеза. По последнему лайфхак – весь майонез в местных магазинах либо в тяжелом стекле, либо в легко открывающемся пластике типа старых советских банок, но есть множество соусов для бургеров в очень удобных упаковках. Взяли один на пробу, в составе которого числился яичный желток, и не прогадали.

Начали прогулку с ближайшего причала, к которому был пришвартован катер береговой охраны. 


На искусственной каменной насыпи расположился маяк, около которого сидели рыбаки, ловившие треску и камбалу.

А рядом с насыпью из песка выходила скала, больше похожая на выползающего из воды морского монстра (а на скале замечена пробитая боулдеринговая трасса).


Наша прогулка попала на время отлива, поэтому удалось довольно близко подобраться к некоторым морским обитателям.

Побывали среди весьма странных декораций, оставшихся со съёмок какого-то фильма,



посетили одни из главных достопримечательностей города, такие как Солнечный Странник 

и лютеранская церковь Хадльгримскиркья, 

познакомились с местными «жителями». :-D

Также я увидел в магазине хаукарль (об этом деликатесе ещё расскажу позже), попробовать который всегда мечтал, но Катя запретила покупать, потому как переживала, что мне с него может поплохеть, а впереди автобусная заброска к старту пешего маршрута. 

Нагуляли в итоге около 12 км, вернулись в кемпинг, пообедали, собрали палатку, и с одной пересадкой доехали до местного автовокзала (Mjodd), откуда автобусом переместились в сторону небольшого поселения Скоугар, где возле водопада Скогафосс расположился кемпинг.


На кемпинге заплатили 1500 за каждого. Из удобств здесь только туалет и раковины, а душ уже за отдельную плату. Народу – прорва! Да, именно здесь наконец почувствовали характерный запах горячей (геотермальной) воды из под крана  – пахнет она варёными яйцами. :-) 

Вечером немного прогулялись налегке, поднялись наверх, а после поужинали и легли спать. Завтра стартуем отсюда в пеший маршрут.  



17 июня. Скоугар – Тоурсмёрк.

Встали в 8 часов. Катя начала готовить завтрак, я пошёл фотографировать пока ещё безлюдный водопад. 



С утра пасмурно, небо затянуто, но дождя пока нет. Исландская погода очень непредсказуема. К примеру, у норвежцев есть поговорка: не нравится погода – подождите 15 минут. У исландцев есть похожая: если не нравится погода – подождите пять минут, и станет ещё хуже. :-D

Конкретно здесь с погодой в принципе всё нестабильно – кемпинг расположен с юга под ледниками Эйяфьядлайёкюдль и Мирдальсйёкюдль (кто прочитал с первого раза – тот молодец). 

На кемпинге висят предупреждающие таблички о предстоящем маршруте, о необходимом снаряжении и о запасе еды, а также информация о благоприятных и не очень благоприятных сезонах для прохождения маршрута. Точнее, там что-то о времени, когда совсем не рекомендуется, и о времени, когда условно можно, но стоит очень хорошо подумать. Мы подумали и решили, что пойдём, поэтому, позавтракав, наполняем термос чаем и уверенно выдвигаемся. 



Шли сперва по долине реки Скоугау со множеством мощнейших водопадов, которые в тумане выглядели как-то сказочно и нереально.

Позже поднялись в облако, из которого вышли в каменистую горную тундру с редкой растительностью,





а потом начался прямо настоящий «Мордор» с черными камнями и снежниками.



Возле туристического домика (платного, разумеется), примерно посередине сегодняшнего маршрута, встали на обед, который приготовили на талой воде.

После обеда снова шли в облаке по снежникам между двумя ледниками примерно на тысячных высотных отметках. Внезапно разглядели в снегу традиционное русское слово из трех букв – вроде бы такая мелочь, а приятно. :-D



В тумане же подошли к свежим кратерам вулкана Эйяфьядлайёкюдль, что дремлет под ледником. Здесь в марте 2010 года произошло то самое извержение, выброшенный пепел от которого на некоторое время парализовал всё европейское авиасообщение. Подниматься не стали (всё равно в облаке ничего толком не видно), ограничились ближним осмотром лавовых натёков и вулканических бомб.

Далее был спуск, и только мы спустились из облака к зелёным долинам, как зарядил дождь, который лил впоследствии всю ночь.




Север, климат суровый, а мы ещё и дождевики поленились сразу надеть, поэтому порядочно подмокли. Зато как пахнут исландские карликовые березки во время дождя!

Примерно в 8 вечера разбили палатку, не дойдя до кемпинга Тоурсмёрк (þórsmörk) метров 600 – да, решили схитрить, чтобы не платить (сразу оговорюсь – мы полностью осознавали, что здесь так делать не принято). Часом позже мы уже ютились в палатке и готвили ужин под дробь дождя. 

За день пройдено 25,99 км, набрано 1318 м высоты, ночуем на высоте 270 м.



18 июня. Тоурсмёрк – р. Иннри-Эмструа (Innri-Emstruá).

Всю ночь спали под шум дождя, который прекратился только к утру. Встали снова где-то в 8, погода уже солнечная, поют птички. 

Устраиваем небольшую сушку вещам на солнце и ветру.  Завтрак, быстрый сбор, и пора двигаться дальше по маршруту.


Обедали на реке Лёса (Ljósá), пробившей себе русло сквозь скалу. Сегодня весь день отличная видимость.





Дальше шли, восхищаясь невероятными видами – появились довольно глубокие каньоны. 





К вечеру чуть брызнуло дождём – не стали выделываться, сразу облачились в дождевики. Очень сильный ветер – об этом мы заранее знали, что так будет. В тапочках преодолели два брода с ледяной водой.

А ещё по пути подобрали трофей – мягкую фляжку из «Декатлона». 

Прошли через кемпинг Эмструр-Ботнар (Emstrur-Botnar), но нас не устроила цена в 4000 крон за двоих, поэтому дошли до следующей речки, на которой вроде и места хорошие были, но решили пройти дальше. Встретили туристов из Симферополя (молодая пара с ребёнком).

В половине десятого встали лагерем около моста через реку Иннри-Эмструа.

С одной стороны – поздно, с другой – белые ночи позволяют идти, пока истощённый организм сам тебя не остановит, поэтому мы прошли от кемпинга Эмструр-Ботнар ещё около 7 км. Здесь автомобильный мост, очень бурная и мутная ледниковая река Иннри-Эмструа, рядом речушка чуть помедленнее и прозрачная. Палатку укрепили камнями, т. к. в мох и каменистый грунт колышки почти не втыкались. Виды по сторонам шикарные. 

А ещё сегодня закончился заряд обычных щелочных батарей в навигаторе, и с завтрашнего дня пойдём на аккумуляторах, заряженных солнечной панелькой. По крайней мере свежевставленные показывают полный заряд, начинаем тест.

Это первый поход, в котором решили использовать энергию ближайшей к нам звезды.

За день пройдено 28,86 км,  набрано 1141 м высоты, ночуем на высоте 541 м.



19 июня. р. Иннри-Эмструа (Innri-Emstruá) – Хёскюльдскаули (Höskuldskáli).

Коль вчера поздно разбили лагерь, позволили себе с утра поваляться подольше, и к 11 часам мы были уже собраны и готовы к выходу. Всю ночь дул сильный ветер, но палатка была очень хорошо растянута. Если верить инфе от симферопольских туристов, сегодня погода должна быть ещё лучше, чем вчера. Также на утро выяснилось, что мы здесь ночевали не одни – на противоположном берегу реки ночевала молодая пара из Украины. Как выяснилось, они разбили лагерь часа за два до нас, а их тёмная палатка выгодно затерялась среди камней, поэтому мы её не увидели. Видимо, исключительно выходцы бывших советских республик стремятся сэкономить на кемпингах.:-D

Если приглядеться, то можно увидеть палатку.

В первой половине дня снова преодолели ледяной брод.



Обед готовили в кемпинге у озера Аулфтаватн (Álftavatn), где был даже домик с надписью «Ресторан/Бар» (представляю, какие там цены). Гладь озера располагалась на абсолютной высоте около 500 м, но нам предстоял резкий подъём до околотысячных отметок.






Дальнейший путь пролегал около термальных зон, где очень сильно воняло сероводородом, а на склонах периодически встречались небольшие горячие источники, ручьи от которых пробивали себе тоннели сквозь прессованный снег.



Затем был переход по снежникам с периодическими осадками сперва в виде снего-дождя, а потом уже просто снега (напомню – это июнь). Но мы к этому были готовы изначально. Пейзажи, конечно, потрясающие несмотря ни на что – каждый день удивляемся и удивляемся.



В 20:20 мы подошли к кемпингу Хёскюльдскаули (надеюсь, верно транслитерировал). Спустя часа полтора уже сидели в палатке, огороженной выложенными из камней стенами для защиты от пронизывающего холодного ветра.



Хозяин кемпинга сразу поинтересовался, нормальные ли у нас спальники, поскольку ночью здесь холодает до нуля. В кемпинге богатый ассортимент: шоколадки по 350 крон, бутылка пива   1300 крон, бутылка красного вина – 5000 крон, а за саму ночёвку мы отдали 4000 за двоих, притом, что одно койкоместо в домике стоит аж 9000! Вокруг снежники, а от палатки до туалета бежать метров сто.

За день пройдено 22,87 км, набрано 1121 м высоты, ночуем на высоте 1007 м.


Трек первой половины пути (туда):

Powered by Wikiloc


20 июня. Хёскюльдскаули (Höskuldskáli) – р. Иннри-Эмструа (Innri-Emstruá).

Спали сегодня долго, только встали в районе 11 часов, поскольку вчера что-то реально подустали. Утром я пошёл помыть посуду после завтрака, и администратор кемпинга предложил воспользоваться горячей водой на своей кухне, а так же рассказал, что ночью температура опускалась до -4 градусов. Весьма неплохо – наш сдвоенный пуховый спальник, сшитый по специальному заказу в MIU Outdoor Gear, это перенёс, и ночью мы не мерзли, хотя изначальный расчёт низкой температуры был до нуля.

После завтрака решили налегке подняться по тропе от кемпинга, оглядеть панораму вокруг, и выдвигаться в обратную сторону, поскольку у Кати ботинки не очень повели себя в снегу и уже порядком промокли, поскольку если идти по маршруту до конца, то там те же тысячные отметки со снежниками.  Пробег за сегодня вряд ли получится большим, так как вышли уже в обеденное время.



Первую половину пути (от кемпинга до кемпинга) параллельно нам двигалась небольшая группа трейлрайдеров – две исландские девчонки и парень-француз. Ребята пытались ехать трейлы, но ехалось у них как-то так себе. 



На поздний обед останавливались у озера Аулфтаватн – там комфортно, есть скамейки и столы. Погода в целом была хорошей, иногда побрызгивал дождь. Преодолели брод. Всю дорогу смотрели на надвигающуюся тучку, но она в итоге нас так и не достала. Точнее, зацепила краем, но мы уже сидели и ужинали в палатке.



В 22:10 прибыли на ночёвку. Больших пробегов вроде бы не планировали, но вернулись-таки снова к тому самому мосту через реку Иннри-Эмструа. Повторюсь, в условиях белых ночей график движения не так критичен – реально можно идти сколько хочешь и насколько позволяют силы. Да, сегодня в навигаторе разрядились первые два солнечнозаряженных аккумулятора, вставлены следующие, и таким результатом я вполне доволен.

За день пройдено 21,36 км, набрано 383 м высоты (шли гораздо больше вниз, чем вверх), ночуем на высоте 538 м.




21 июня. Р. Иннри-Эмструа (Innri-Emstruá) – р. Трёнгау (þröngá) +1,5 км.

Встали в 8, хотя Катю я начал расталкивать аж с 7 утра. В начале десятого выходим. С утра было без осадков, позже нагнало тучек с редким мелкоморосящим дождём. 



Собственно, по периодически брызгающему, иногда поливающему дождю шли весь день. Периодически выглядывало солнце. С верхних точек можно было наблюдать обилие туч над ледниками и ясное голубое небо со стороны океана.



В 18:10 вы подошли к месту ночёвки, которое было заблаговременно примечено ещё по пути туда (по сегодняшнему маршруту это километра полтора после брода через р. Трёнгау), сварили поесть, поставили палатку. Потом начался сильный ливень, поэтому ужинали мы уже в палатке, а после легли и довольно быстро вырубились. Но что-то заставило меня проснуться в 21 час, я ворочался, не мог уснуть, и не давал спать Кате. :-D 

За день пройдено 22,86 км, набрано 525 м высоты, ночуем на высоте 233 м.



22 июня. Почти Тоурсмёрк – р. Кроуксау (Króksá).

Сегодня день летнего солнцестояния, и утро радует ясным небом. Около 8 утра мы вылезли из палатки, чуть подсушив на солнце промокшие вчера вещи.



Весь день стояла изумительная погода. 



Наконец-то удалось посмотреть на те самые кратеры вулкана Эйяфьядлайёкюдль, которые в марте 2010 года парализовали всё европейское авиасообщение. 





Снова прошли прошли через туристический домик (койкоместо в котором стоит 7000 крон, 2000 с человека, если стоять палаткой), и постепенно спустились от снежников к зеленым лугам. В общем, увидели на этом участке всё, что облако скрыло от нас в прошлый раз. 





Сегодня снова видели трейлрайдеров, но уже других, один из готорых ехал с разбитым носом и разбитой губой – видимо где-то навернулся.

До Скоугара не дошли около 4 км, поскольку обнаружили не просматриваемый с тропы уютный закуток, и встали там около кристально чистой речушки р. Кроуксау. Часов в девять, плотно поужинав, стали готовиться ко сную. Завтра остаётся дошагать до Скоугара и прыгнуть на дневной автобус.



За день пройдено 26,66 км, набрано 1237 м высоты, ночуем на высоте 323 м.



23 июня. Р. Кроуксау – Скоугар.

Встали в 8 утра, погода шикарная – солнечно, лёгкий ветерок. 

Спали в целом хорошо, несмотря на то, что палатка стояла чуть под уклоном, и мы периодически скатывались к более низкому краю. Кипятим чай для термоса, досушиваем вещи. До Скоугара остаётся около 4 км, а автобус отходит в 12:00, так что время у нас есть. 


В 11:10 уже были в Скоугаре у водопада. 


За день пройдено 4,19 км, набрали 52 м высоты, финишируем на высоте 31 м. 

Весь пеший маршрут:

Трек второй половины пути (обратно):
Powered by Wikiloc

На этом горный маршрут закончен, но грустно не становится, поскольку впереди ещё неделя относительно пассивного отдыха. Сегодня воскресенье, народу в кемпинге ещё больше, чем в прошлый раз.

Автобус перевёз нас на автовокзал в Рейкьявике (Mjodd), откуда мы пешком отправились к уже знакомому кемпингу. Прошли мимо фермы с кучей кроликов и домашней птицы, притом, живность свободно гуляла даже по тротуару (это столица, если что).





Также по пути к кемпингу наконец-то был куплен хаукарль, и незамедлительно продегустирован в палатке.

Собственно, данный деликатес представляет собой мясо гренландской акулы, которое в чистом виде непригодно в пищу из-за высокого содержания аммиачных соединений,  поэтому его зарывают в гравий на пару месяцев. В процессе естественной ферментации (простым языком - протухания) аммиачные соединения большей частью выходят, мясо некоторое время обветривают на свежем воздухе, удаляют корочку и нарезают. Деликатес не для слабонервных, имеющий запах тухлой рыбы и нашатыря одновременно. На вкус (если отключить запах) – рыба как рыба, с прохладным аммиачным послевкусием. Лично я потом стал по вкусу подсаливать и перчить (а Катя, попробовав кусочек, прямо заявила – «Ну и говно...»). :-D

А на стадионе по соседству с кемпингом проходил трёхдневный музыкальный фестиваль. Из общеизвестных исполнителей в списке были Pussy Riot, Morcheeba, The Black Eyed Peas, и дедушка Роберт Плант. Собственно, последнего мы в тот вечер и застали. С одной стороны – живая легенда рока, с другой – возраст берёт своё, и очень многое из исполняемого репертуара он уже физически не тянул. Катя уже спала, когда заиграла «Иммигрант Сонг», из которой было спето лишь самое начало, и на этом концерт закончился, а с ним подошла к концу и первая часть нашей поездки.